А, Б, В
Айтвар, почвара (по-польски - aitwar, poczwara)
Существо категории № 5. Мелкие духи мужского пола. По происхождению литовцы, но со времени объединения Речи Посполитой неразрывно ощущают себя связанными с Польшей. Основной облик - огненный змей, но могут оборачиваться в дракона, черного ворона, цаплю, петуха, кота или человека. Основное занятие - насылать на людей кошмары, питаясь их ночными страхами. Испытывают привязанность к лошадям, любят заплетать им гривы. Способны уменьшаться до любых размеров, чтобы таким образом проникнуть в любой дом. Охочи до девичьего полу. Для той несчастной, которую они изберут своим кумиром, айтвары крадут все, что она пожелает, в надежде добиться расположения. Однажды поддавшись, в дальнейшем девушка не может избавиться от наваждения влюбленности и будет оставаться рядом с айтваром, пока он не выпьет из нее кошмарами всю душу. Айтвары, достигнув ста сорока лет, обращаются в петуха и тогда они могут отложить яйцо с зародышем себе подобного. Внешне яйцо продолговатое, вокруг яйца по центру проходит отметина, как от перевязанной веревки. Рождаются айтвары в виде крылатого червя, со временем обучаясь принимать вышеперечисленные облики. Любят яичницу. Умеют привязываться и верно служить одному хозяину, особенно, если видят его первым после рождения. Как правило, используются в качестве бесов у дьяволов. Имеется практика, когда айтваров дьяволы дарили миньонам в обмен на чью-либо загубленную душу, но не всякий миньон способен удержать в узде аппетиты существа, которое может практиковать кошмары и на хозяине, если тот слаб. Особи, выросшие на свободе, крупнее и злее одомашненных. В 1247 году в Померлии, захваченной Тевтонским орденом, когда рыцари попытались насильно крестить местных в христианскую религию, группа айтваров устроила акцию запугивания - топили принявших новую веру в реках, вешали их на деревьях, сводили с ума девушек, понадобилось вмешательство ангелов, дабы подавить очаг восстания. Уязвимы для холодного металла и освященных предметов христианского культа. Способны исцеляться от прикосновения с землей. Самым неприятным нюансом в схватке с этим представителем языческих сил является то, что умирая, он сгорает, полыхая сильным огненным пламенем.
Использованный источник
Альп (по-польски - alp)
Существо категории № 5. Кровопийцы силезского происхождения. Паразитируют на добыче, то есть выпивают ее не сразу, используя длительное время. Подобно вампирам оставляет небольшие ранки на теле, посредством которых и добирается до нужого им нектара. Помимо использования в качестве жертв людей могут обходиться кровью крупного рогатого скота, лошадей, гусей и кроликов. Чтобы существовать в человеческой форме, выбирают себе оболочку и ночью забираются в тело через рот в виде тумана. Могут владеть артефактом – шляпой, дающей им возможность превращаться кошку, свинью, собаку, змею, бабочку или становится невидимыми. Охотятся только ночью, днем могут вести мирный образ жизни, хотя предпочитают спать в это время суток. Не смотря на то, что не боятся солнца, будучи ночью в форме бледного существа с клыками и когтями, стараются избегать любых источников света, потому как в истинной форме уязвимы для него. Обладают способностью «дурной глаз», то есть могут насылать неудачи и болезни. Справиться с проклятьем можно повреждением либо извлечением глаз у альпа. Кроме того, они умеют вызывать у человека кошмары, лунатизм, припадки или судороги во время сна. Существа вполне разумны, обладают человеческим интеллектом и эмоциями, способны испытывать жалость к потенциальным жертвам и отказываться от своих намерений. Могут покинуть помещение только тем же путем, которым вошли. Альпом становятся либо по рождению от двух альпов, либо возможны случаи проклятия, полученного от миньонов. Тогда человек, подобно оборотню, не ощущает, что ночью становится другим существом. Так как альпы, также как и все существа старого мира, являются пленниками дьяволов, последние могут их использовать в качестве бесов или отдавать в услужение своим миньонам. При этом верностью они не отличаются и могут искать на стороне помощь для избавления от таких господских уз. Обладают значительной физической силой: способны раздавить всмятку некрупное существо. Ослабевают от вкуса лимона, поэтому избегают употребления этого фрукта. Также отпугивают этих существ подковы и стальные кресты. Подвержены влиянию старой магии – не трогают жертв, которые споют им тексты древних песен. Миньоны с успехом используют магические гексаграммы, чтобы удерживать их в повиновении. Альпов возможно убить любым оружием, также как и человека.
Использованный источник
Банник, лазебник, лазник (по-польски – bannik, łaziebnik, łaźnik)
Существо категории № 5. Духи-хранители бани, в настоящее время держатся поближе к ваннам, бассейнам, саунам и джакузи. Порождения языческого бога Велеса. По натуре агрессивны, любят злую шутку, ворчливы, малосговорчивы. Могут лишить непонравившегося им человека чувств и пытать его, питаясь душевными муками. Пытки могут сводиться к ошпариванию кипятком, сдиранию кожи, избиванию камнями. Страхи также подпитывают этих зловредных созданий. Обладают большой физической силой, позволяющей им задушить человека, и меткостью. Терпеть не могут, когда люди посещают их места обитания, особенно ночью. Ненавидят, когда им перечат. Раздражительно настроены по отношению к нетрезвым, шумным или сквернословящим, считают, что подобным поведением оскорбляется старый уклад. Любят плескаться в чистой воде, в отличие от водяных, предпочитают это делать в закрытом пространстве в полной тишине. Набирают силу от полученных жертвоприношений - обычно задушенными черными курицами. Находятся в давней вражде с домовыми. Способны становиться невидимыми, оборачиваться в собаку, кошку, белого зайца, принимать человеческий облик, насылать смертельные болезни. В отличие от многих языческих собратьев не боятся предметов религиозного культа, которые не причиняют им вреда. Уязвим к железу, также гибнут, если сжечь их место обитания. В истинном обличье становится огромным черным человекоподобным покрытым шерстью существом с когтями и длинными волосами. Иногда подменяет детей, оставляя своих в чужой семье, самому забирая душу человеческого младенца. В то же время, будучи задобренным, может одарить богатством.
Использованные источники:
№ 1, № 2
Бебок, бабок, бобок, бобо, бабук (по-польски- bebok, babok, bobok, bobo, babuk)
Существо категории № 5. Живущие в темноте мелкие бесы-страшилы. Питаются людскими страхами, как правило, детскими. Могут нападать на своих жертв. Обычно населяют темные, глухие места: леса, болота, подвалы. Способны употреблять обычную человеческую пищу, но она не насытит их так, как чужой испуг. Используется дьяволами в качестве фамильяра.
Использованный источник
Бескуд (по-польски - beskud)
Существо категории № 4. Редкий вид кровопийц. В истинной форме имеют «кошачьи глаза» (остро реагирующий на свет щелевидный зрачок), серую кожу и треугольные зубы. Ареал зарождения – Бескиды - система горных хребтов в северной и западной части Карпат. Известны в качестве самостоятельного вида с I века нашей эры. Потомки одного из исчезнувших племен бастарнов – боскудлов. В свое время эти древние сарматы обратились к одному из божеств - Радогосту с просьбой помочь им сохранить остатки вымирающего народа. По поручению покровителя большая часть племени была ритуально убита и захоронена оставшимися в живых в гелекитовых коконах, то есть в растущих в соляных пещерах сталактитах и сталагмитах. Спустя некоторое время боскудлы восстали, чтобы стать немертвыми и сохранить собственный генотип, пусть и в обезображенном проклятием состоянии. Обладают специфической кровью, идентичной с демонической –черной и вязкой, как смола. Учитывая невозможность размножаться, бескуды ищут людей, которых заживо хоронят под соляными каплями в пещерах, до тех пор, пока вокруг тела не обрастет геликтит, из которого выберется новый представитель их вида. Молодой, едва «вылупившийся» бескуд слаб и беззащитен, он питается летучими мышами или тем, что принесут ему старшие товарищи. Любой свет, даже лунный, в этой стадии опасен для него и обращает молодую поросль в камень. Год юнец откармливается, после чего впадает в спячку, которая длится около года и завершается воплощением во взрослую стадию. Взрослая особь не боится солнечного света, но из-за привычки обитать в пещерах, предпочитает выбираться из убежища ночью, особенно когда небо затянуто тучами, в связи с чем любимая погода бескудов – это ночная гроза. Не забираются в жилища, предпочитая охотиться на свежем воздухе. Не нападают на спящих. Брезгливы: не употребляют кровь пьяниц или дурно пахнущих бродяг. Жертву выпивают целиком вместе с лимфой. От добычи остается только мумифицированное тело. Физически сильны и проворны, шкура прочна и обладает повышенной защитой от различных ударов, в том числе колющих, рубящих и режущих. Уязвимы к серебру. Гибнут, если им отрубить голову, в остальных случаях могут восстановиться. Могут принимать человеческий облик, разумны, живут колониями.
Использованный источник
Бзёнек (по-польски - bzionek)
Существо категории № 5. Лесной дух-охранитель силезского происхождения. В истинной форме выглядит, как маленький человечек. Связан с черной бузиной, поэтому часто культивирует это растение вокруг себя. Слабеет, если уничтожить это растение. Обладает способностью исцелять и оберегать себя и окружающих от злых чар. Может принимать человеческий облик. Уязвим к огню и железу.
Использованный источник
Бильвиз (по-польски - bilwiz)
Существо категории № 5. Лесные духи силезского происхождения. Злобные древесные человекоподобные создания, живущие внутри деревьев в рощах, неподалеку от полей, и имеющие на больших пальцах левых ног серпы вместо ногтей. Пик агрессивности приходится на Вальпургиеву ночь (с 30 апреля на 1 мая). Могут привязываться к определенной территории, и тогда считают себя ее хранителями, в связи с чем будут вредить любому в зоне досягаемости. Задиристы, язвительны, любят дразнить и изводить окружающих, не уживчивы. Способны насылать паралич и оборачиваться вихрем. Активны в вечернее время суток. Уязвимы к стали. Нож с тремя царапинами на рукояти для них смертелен. Предпочитают полотняную одежду и темно-коричневые цвета. Женская особь носит наименование «ржаная тетушка», отличается от мужской особи ядовитой слюной.
Использованный источник
Богинка, бабула, богунка, матрона, ноцуля, облуда, одменица, сидула, сибела, убохенка (по-польски – boginka, babula, bogunka, matrona, nocula, obluda, odmienica, sidula, sybiela, ubohenka)
Существо категории № 5. Водные создания женского пола, связаны с природной стихией, враждебны людям. Бывают двух видов – уродливые старухи и молодые красивые девушки, обычно высокие и с бледными лицами. Обе формы с характерными звериными чертами. Могут принимать иной облик и являться в виде тумана, кошки, собаки, лягушки, приобретать полностью человеческие очертания. Как правило, по происхождению это проклятые женщины-самоубийцы, клятвопреступницы или матери, погубившие своих детей. Также богинкой может стать похищенное ими дитя, если существа успеют провести над ребенком ритуал. Мужская особь богинок (по-польски «boginiarze») менее активна и, как правило, более миролюбива. Богинки способны зачинать и рожать детей, причем – редкий случай - для сверхъестественного мира даже от людей. Местом обитания богинок считаются реки, болота и пруды, нередко они живут в лесах или глубоких оврагах неподалеку от человеческих поселений. С весны до осени богинки живут в прибрежных зарослях, а на зиму уходят под воду. Временем наибольшей активности богинок считается полдень и время после захода солнца. Из дней недели наибольшая активность приходится на субботу. Питаются душами утопленников, особенно предпочитая женщин, поэтому всеми силами стараются заманить человека в свою вотчину. Способны накладывать чары, превращая детей в мелких чудовищ, наводить порчу и тяжелые болезни на тех, кто постарше, и на домашний скот, насылать кошмары. Иногда проявляют заботу о девочках-сиротах, причем не уродуя ребенка, а присматривая за ней и фактически опекая. Скрытны, не любят показываться на виду. Уязвимы для зверобоя, чеснока и железа.
Использованный источник
Божонтка (по-польски - bożątka)
Существо категории № 5. Дружелюбные призраки детей, умерших до крещения. Тихие, безвредные создания, умеют становиться невидимыми, живут поближе к человеку, которому могут при случае помогать, способны развеивать злые чары и применять защитные заклинания. Уязвимы к стали.
Использованный источник
Василиск (по-польски - bazyliszek)
Существо категории № 4. "— ...А скажи, которого из них можно прикончить с помощью зеркала? — Любого. Если садануть прямо по башке" (А.Сапковский "Ведьмак"). На самом деле, толку от такого действия не будет ровным счетом никакого, разве что горе-смельчак пополнит ряды каменных статуй. Василиск внешним видом, по меткому замечанию Богуся Колодзея - сотрудника Криминального департамента полиции Варшавы, напоминающий огромную "курицу на стероидах", способен заставить окаменеть любое живое существо. Умеет разговаривать и воспринимать происходящее вокруг него на уровне детского человеческого восприятия. Обучаем, активен, питается душами превращенных в монолит жертв. Средство от подобного зловредного создания придумал еще Александр Македонский, заставив монстра посмотреть на себя в зеркало и превратиться в окаменелость. Учитывая явную уязвимость, давно ставшую известной, василисков быстро извели, после чего на территории Польши оставалось всего два экземпляра: один был посажен под замок в пекло еще в 11 веке, другого, скрывавшегося в развалинах на берегу Вислы, неизменным зеркалом уничтожили люди в 1587 году. Во время сбоя системы безопасности в аду, вызванной действиями Твардовского, замок на клетке василиска оказался в числе взломанных, из-за чего тот выбрался наружу. Был убит традиционным методом уже упоминавшимся Богусем Колодзием.
Вила (по-польски - wiła)
Существо категории № 4. Духи гор, озер, родников и колодцев. Имеют природное происхождение, то есть воплощены из водно-воздушной стихии. Внешне выглядят, как прекрасные девушки с длинными волосами и прозрачными телами. Особенностью строения также являются звериные ноги – козьи, лошадиные или ослиные, поэтому предпочитают носить длинные, обычно белые, одежды. Могут видоизменять облик, становясь полностью человекоподобным существом. В целом, являются дружелюбными созданиями. Симпатизируют противоположному полу, бывает, что вступают в отношения в том числе и с людьми. Случалось вилам производить на свет детей от подобных связей, но они не обладали способностями матери. Сердобольны, имеют привычку помогать пострадавшим и сиротам. В гневе вилы не соизмеряют силы, равно как и в веселье – известны случаи, когда человек «затанцовывался» ими до смерти Обладают способностью убивать взглядом, которая заключается в том, что под пристальным взором существа живой объект постепенно распыляется на атомы. К навыкам вил относится умение исцелять и предсказывать будущее, насылать бури, дождь и град, призывать ураганы. От воздушной стихии им досталась прозрачные крылья, позволяющие им летать, от водной стихии – возможность заговаривать воду, то есть останавливать ее движение, иссушать источники. Как и большинство сверхъестественных существ, стараются принимать истинное обличье ночами. Зависимы от воды из заповедного источника, которую хранят поближе к себе. Пролив такую воду, можно ослабить вилу, лишив ее сил, после чего для уничтожения используется оружие из серебра или железа. Выпив такую воду, человек слепнет. Девочки-вилы появляются на свет, когда одна из этих существ передает почти всю свою силу воде, внутри которой формируется зародыш. Пока он растет, мать все время находится рядом, поддерживая в нем жизнь и становясь очень слабой и уязвимой в этот период. Поэтому без защиты и мать, и дитя могут погибнуть.
Использованные источники:
№ 1, № 2, № 3, № 4
Вилколак, вилколек, вилколап (по-польски - wilkołak, wilkołek, wilkołap)
Существо категории № 5. Оборотень-волк. Могут существовать, как единично, так и создавать стаи. Первоначально подобное состояние выпрашивалось у язычников в качестве милости у богов, впоследствии миньоны дьяволов научились выводить формулу проклятия, заставляющего человека поменять свое естество. Сознательно ставшие вилколаками, могут оборачиваться в любое время. Проклятые, подменыши и дети вилколаков нуждаются в наставничестве и опыте, чтобы процесс был не самопроизвольным, а сознательным. В животной форме - крупнее, сильнее и неуязвимее, чем обычный волк, кроме того, у них имеются два дополнительных глаза на затылке. Питаются живой плотью, особое предпочтение отдают людям. Уязвимы к стали и магии. Ранения, полученные ими в любой из форм, сохраняются навсегда. К нормальной человеческой жизни могут быть возвращены только проклятые.
Использованный источник